К Галине Александровне Борцовой будущие ученики приходят в раннем возрасте. Илья Жестерёв, например, начал изучать музыкальные азы в пять лет, теперь ему десять.
В те давние времена, когда я училась в музыкальной школе, в учебной программе не было пьес джазового характера. Да и нот с джазовыми произведениями просто не существовало. Это направление считалось иностранщиной, чуждой нашей жизни.
Такие сборники появились в конце 90-х годов. Джазовые пьесы для фортепиано Игоря Бриля, Николая Мордасова теперь прочно вошли в репертуар и детских музыкальных школ.
Мне интересно это направление, и я решила познакомить с ним своих воспитанников и всех учащихся Добровской школы искусств. К лекции-концерту „О джазовой и современной музыке“ готовились заранее. Каждый выбрал понравившуюся пьесу. Дальше предстояла сложная работа по разучиванию композиций.
Особенности джазовой музыки во многом унаследованы от музыки африканских народов: ритмовая свобода, смещение ритмических ударений, импровизационность исполнения, особые гармонические интонации и, конечно же, бит (ритмическая пульсация). Поэтому исполнение требует напряжённой, интеллектуальной работы. И дети с этим справились.
Глубже и полнее понять мир джаза помог рассказ об этой музыке и авторах. А пьесы звучали разных жанров.
Это „Рэгтайм“ Н. Серапионянц (играл Андрей Бондарьков), „Вальс“ и „Синкины“ И. Бриля, несколько пьес Н. Мордасова и пение: „Давным-давно“ (Арина Карякина), Буги-вуги“ (Полина Коротеева), „Старый мотив“ (Илья Жестерёв), „Дорога домой“ (А. Бондарьков).
Учащиеся младших классов — Арина Пашинова, Лера Мозгунова, Ваня Гамов, Алёша Фролов, Лена Князева — спели смешную, весёлую песенку про „Крошку пони у врача“ Ирины Хрисаниди на слова И. Пивоваровой.
Женя Лунёва и Катя Горягина представили слушателям несколько произведений неоклассической современной музыки.
Исполненная Катей пьеса „Нефели“ Людовико Эйкауди буквально зачаровала: пространство зала словно было наполнено воздушными, обволакивающими, легко льющимися из под пальцев девочки звуками.
Дважды повторить свою игру в точности практически невозможно. Ведь музыкальная звуковая импровизация творится в момент исполнения, и поэтому каждый ребёнок на сцене был немного волшебником.
Вдвойне приятно, что мои воспитанники чувствуют признание не только зрителей, кто приходит на концерты, но и тех, кто узнает о юных исполнителях из нашей газеты. Успехи учащихся музыкальной школы не остаются незамеченными: достижениях их известны во всём районе. Это тоже привлекает детей: филиалы Школы искусств есть в разных сёлах, а число учащихся не уменьшается, приходят новые таланты.
Мы, преподаватели, рады тому, что Кристина Листопад, которая занимается в группе Виталия Викторовича Игонина, стала победителем Дельфийских игр и завоевала золотую медаль. Инструмент, на котором она играет (домре), сегодня несколько забыт, а вот у нас, в Добром, он по-прежнему известен.
И Женей Лунёвой, нашей юной пианисткой, занявшей первое место в областном конкурсе, гордится весь коллектив. Так же, как и Соней Постниковой, талантливой вокалисткой, лауреатом (в том числе и первой степени) разных престижных региональных и межрегиональных вокальных конкурсов. Об этом жители района тоже узнавали из нашей газеты, которая стремится пробуждать интерес к музыке, любовь к прекрасному и доброму.
Галина БОРЦОВА,
преподаватель Добровской школы искусств.
Фото Степана ЛУНЁВА.