Договориться о встрече с завучем по учебно-воспитательной работе Добровской второй школы Мариной Валентиновной Никиреевой было непросто. Занятость педагога вполне обоснованна: продолжался первый этап Всероссийской олимпиады школьников. Обучающиеся пятых-одиннадцатых классов проходили испытания по избранным учебным дисциплинам. По итогам олимпиады победители и призёры стартуют в следующий, областной этап. А далее — к новым вершинам и победам!
Потому наш разговор проходил уже далеко после полудня и был, на мой взгляд, непринуждённым и открытым. А преддверием беседы стала благодарность учителям, которые открыли ей дорогу в профессию: Клавдии Ивановне Сдвижковой, Тамаре Петровне Щедриной, Светлане Александровне Князевой, Любови Андреевне Курай и многим другим. „ Педагогика — это моя жизнь , — говорит Марина Валентиновна. — Ещё обучаясь в школе, я и не представляла себя в другой среде “.
Её педагогический стаж — двадцать три года, в том числе двенадцать лет — завучем. Важной дисциплиной считает биологию: во-первых, эта наука будущего, а во-вторых, знание такого предмета необходимо каждому человеку.
Свой первый урок (а это по программе, к сожалению, была химия в 8-м классе) запомнила на всю жизнь. Проводила его будучи практиканткой в школе № 66 г. Липецка. Хорошо, что волнение не подвело: структуру урока выдержала. И если нужно будет сейчас повторить — без всякого конспекта всё разложит по полочкам.
В настоящее время в своей педагогической деятельности Марина Валентиновна использует разнообразные современные формы и методы организации урока: информационные, проектные, исследовательские, самостоятельная работа и т. д. Такая методика, по её мнению, способствует развитию мышления у ребят и позволяет вовлечь в работу каждого ученика.
Надо заметить, что в этом году порадовал хорошей новостью Максим Бабкин: неоднократный призёр районного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии стал студентом Курского медицинского университета.
У Марины Валентиновны не бывает нелюбимых учеников — есть просто шаловливые. Учитель, считает она, должен быть объективен и уметь слушать: ведь дети в своих суждениях могут быть мудрее нас, взрослых. Их мнение нужно уважать и прислушиваться к нему. Никогда нельзя отпускать мысль о том, что в стенах школы ученик проводит много времени и с учителем общается порой больше, чем с родителями. Можно сказать, что педагог является проводником в будущее своих учеников и даже способствует выбору их жизненного пути, профессии. Это огромная ответственность, если учительство стало призванием для человека, пришедшего в школу…
Судьба детей не должна быть чужой для вошедшего в класс педагога. Нет, это не мои суждения. Такова установка Марины Валентиновны, и я её полностью разделяю.
А впервые, по окончании педагогического института, пришла она в класс… то есть в группу продлённого дня к первоклашкам. Маленькие, любопытные, озорные и мечтающие — такие разные, они сразу полюбили её. И для учителя, и для учеников такая встреча стала началом начал: для детей — в неведомую, но манящую чудесную школьную жизнь, для педагога — в профессию и становление в ней. А когда ребята перешли в четвёртый, ей дали классное руководство. И до самого выпуска Марина Валентиновна была их самой „классной“ классной. Теперь для этих взрослых людей она не просто учитель, а необходимый человек. Остаётся для них первой во всём и главным учителем жизни.
По традиции организуют дважды в год встречи: в первую субботу февраля и в день её рождения. И она очень рада им, своим первым, впрочем, как и они — своей дорогой Марине Валентиновне.
Конечно, рецепт такого учительского успеха — в любви к детям. Это светлое чувство даёт возможность ученикам, и шаловливым, и сдержанным, поверить в себя, а значит, самому выбрать дорогу и идти только вперёд, следуя древнему мудрому изречению: „Делай, что должно, и будь, что будет“, которое является девизом жизни Марины Валентиновны Никиреевой.
Лариса КОНЯШКИНА.